Закончила педагогическое училище в 1986 году, педагогический университет им. Герцена г. Санкт - Пет

вторник, 19 декабря 2017 г.

1 класс Анализ звуков в слове

Фонетика — раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.
Фонетический разбор (транскрипция) слова — определение количества слогов, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные, различать их, давать характеристику звукам. 
Фонетический разбор помогает определить состав слова с точки зрения букв и звуков, поэтому его ещё называют звуко-буквенным разбором (транскрипцией). 
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И]:
А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!»
 Я,  Ё,  Ю,  И, Е —  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), 

Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный [й’] и соответствующий гласный,  если они  стоят
  • в  начале  слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка],  юла [й’у ла ],  ель [й’э л’];
  • после гласных: маяк [май’ак],  поёт  [пай’от],  поют [пай’ут],  поел [пай’эл];
  • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ],  объём [абй’ом], вьюга [вй’уга]. 
В транскрипции или фонетическом разборе (звуковом анализе)  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует. 
Звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми, а звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкими.
[й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук 
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
    • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке),  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’],  [з’],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие
    • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
    • П, Ф, К, Т, Ш, С  —  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]  имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ  —  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] — всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .

    ФОНЕТИЧЕСКИЙ  (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ  СЛОВА или транскрипция выполняется в определённом порядке (это дети уже должны знать):

    1. Раздели слово на слоги. Сосчитай и запиши их количество.
    2. Поставь ударение.
    3. Укажи все звуки этого слова в слогах (слоги-слияния, отдельные звуки).
    4. Расскрась (опиши) звуки:
      • Гласный,
      • Согласный, глухой или звонкий; твёрдый или мягкий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.