Закончила педагогическое училище в 1986 году, педагогический университет им. Герцена г. Санкт - Пет

воскресенье, 11 февраля 2018 г.

1 класс "О каллиграфии".



Каллиграфия - искусство красивого письма.
Форсированное обучение в первом классе не позволяет детям почувствовать, что письмо - это творческий процесс.
Возникает вопрос, зачем в наш век компьютерных технологий «мучить» детей, чтобы научить их красиво писать, ведь это им, вряд ли пригодится.
В погоне за инновациями, мы забыли о классиках педагогики. В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли».
Уделяя внимание выработке красивого почерка у ребенка, мы развиваем его творческий потенциал.
Каллиграфия развивает мелкую моторику рук, и, тем самым, развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга.
И если исчезнет каллиграфия, как когда-то, «ушли из жизни» детей застегивание пуговиц, завязывание шнурков, прополка огородов,  ручная стирка, перебирание крупы, пришивание манжет и пуговиц, латание дырочек и многое другое, что ежедневно тренировало руку, а значит и «голову», то вряд ли нам помогут передовые компьютерные технологии.
Опыт показывает, к сожалению, очень часто у детей, пришедших в первый класс, недостаточно сформированы зрительно-
пространственное восприятие, память, зрительно-моторная координация, моторная функция, фонетико-фонематическое восприятие, имеются трудности звуко-буквенного анализа, несформированность механизмов организации деятельности. Все это создает трудности в освоении письма, и в то же время, работа над письмом может помочь сформировать вышеперечисленные функции.

Из истории.
 В дореволюционной России, например, каллиграфии уделялось ничуть не меньшее внимание. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. После революции этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и фактически исчез из школьной программы. Его заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии. Известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн ещё в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о влиянии её на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции…»
Один интересный факт из современной японской жизни.
Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. Ведь никто не будет поспорить с тем, что японцы - самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это - следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение. К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе.
В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма - наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, - все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, - научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Итак, современное исследование каллиграфического письма было клинически апробировано и обозначило альтернативный подход к лечению. Дальнейшие исследования установили значительное повышение скорости реакции в обоих полушариях мозга при занятиях каллиграфией, причём уменьшение времени реакции в правом полушарии наиболее ярко выражено у опытных каллиграфов, нежели у новичков. Результаты ещё одной серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление; как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память.
К сожалению, в нашей стране и сегодня в сознании большинства людей каллиграфия остаётся пока лишь частью исторического прошлого. Как и многие другие традиции, она оказалась неоправданно забытой. Тем не менее, находятся люди, которые не дают ей умереть окончательно и пытаются возродить каллиграфию: в первую очередь - как вид искусства, а во вторую - как необходимую основу образования, причем важную не только для детей, но и для взрослых. Стоит отметить, что этим людям за последние пять лет удалось совершить серьёзный прорыв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.